USD/RUB 64.38
EUR/RUB 69.63
EUR/USD 1.0814
04.02.2020, вторник, 18:40
 

Секретные архивы: как создается самый большой фонд человеческих страхов

12 лет назад появилась "секретная" организация, которая отвечает за содержание аномальных предметов и явлений. С согласия большинства правительств Земли проект SCP Foundation должен изучать и сдерживать объекты, которые представляют угрозу человеку и его "нормальности". Конечно, это выдумка — проект придумали в сети поклонники фантастики, но он поражает своей реалистичностью. Тысячи людей по всему миру начали подробно описывать то, что их пугает или кажется странным. Так они создали свою "википедию" с тысячами файлов о странных и ненормальных явлениях. По факту они подробно описали страхи людей и даже дали им названия. Права на эту странную библиотеку принадлежали всем участникам, ее нельзя было монетизировать. Но теперь фантазии всего сообщества и страхи мира решили присвоить, чтобы на них заработать. Сергей Харламов разобрался в этой истории и попытался объяснить растущую популярность проекта SCP Foundation.
Откуда пошли теории заговора
Человек — существо социальное, ему, как и многим развитым животным, присуща тяга к иерархизации и распределению ролей в обществе. Всегда были лидеры, отшельники, группы собирателей, охотников и тех, кто занимался хозяйством и воспитанием. Это удобно и логично в общине, насчитывающей не больше 200 особей. Теперь нас почти 8 миллиардов, но стремление к типизации и восприятию нашего вида, как чего-то целого и единого, осталось.
Особенно ярко это выражается в теориях заговора. Часть людей уверена, что "одной большой деревней размером с планету" руководит мировое теневое правительство, секретные организации. А правительства стран "скрывают страшную правду".
Массовая культура породила множество тематических произведений, основной сюжет в которых строится на предположении, что некие организации скрывают от человечества фатальные проблемы или связь с инопланетянами, а то и вовсе держат все человечество в каком-нибудь изощренном виде рабства. Тут можно вспомнить франшизу "Люди в черном": общество не знает, что правительства уже давно сотрудничают с инопланетянами, а управляет ими организация MIB. Или трилогию "Матрица", в которой главный герой Киану Ривза узнает, что весь мир — иллюзия, компьютерная программа, а реальные остатки человечества ведут неравную борьбу с машинами.
Герой Киану Ривза Нео в первой части трилогии в какой-то момент начинает видеть сущность программируемого роботами мира
В цивилизованных странах сейчас очень популярны истории, которые погружают человека в отдельный мир со своими правилами и условностями, будь он похожим на наш, где супергерои постоянно спасают человечество от масштабных угроз, или совсем не похожие миры с уникальным общественным устройством. Можно объяснить популярность подобных франшиз стремлением общества побороть несправедливость, которая нас окружает, но в базовом слое смысла — желание каталогизировать и систематизировать.
На стыке стремления к непознанному, к пугающему и стремления "все распределить" и описать в 2008 году появился интернет-проект SCP Foundation.
Концепция SCP
SCP расшифровывается как Secure, Contain, Protect и переводится так "обезопасить, содержать, сохранить". Его миссия — собрать и обнародовать информацию о некоем глобальном межправительственном фонде, который защищает человечество от всего непознанного, мистически страшного или слишком разрушительного. Фонд представляет из себя надгосударственную структуру с жесткой системой подчинения, во главе которой стоят ученые и военные.
На сайте, посвященном деятельности Фонда, множество списков, оформленных в виде рассекреченных документов различных разведывательных организаций. Здесь обязательна секретность, недомолвки и удаленные данные. Все это создает атмосферу таинственности и ощущения, что эти документы совершенно не предназначались для широкого круга читателей.
SCP-895 "Искажения на видео" | Картинка: ARTSCP
В Фонде никто не ведет случайно попавшего на сайт пользователя за ручку, объясняя ему неизвестные термины и структуру документации. Из-за этого у читателя сначала возникает когнитивный диссонанс: весь интернет вокруг стремится к упрощению интерфейсов, чтобы пользователь попробовал все функции, а сайт Фонда будто намеренно скрывает от читателя свою истинную сущность. Пользователь оказывается в роли попаданца, оказавшегося в эпицентре секретной военной программы.
Он начинает кликать на одинаковые ссылки с номерами объектов, коих только в русскоязычном сегменте насчитывается около 6 тысяч. Одну за одной он проглатывает статьи, испещренные текстовыми маркировками. Но и они зачастую не дают понять, что происходит.
Классификация, структуризация, иерархизация
Фонд поражает воображение масштабами. За 12 лет существования по количеству текста и героев документов он давно превзошел любые форумы по "Звездным войнам". Для SCP Foundation пишут тысячи анонимных пользователей из Германии, Испании, Италии, Китая, Кореи, Польши, Португалии, стран Восточной Европы, США и Японии. В каждой стране есть своя команда, которая собирает и рецензирует истории. Они пополняются как уникальными объектами, так и персонажами, напоминающими национальный фольклор, только гораздо более жуткий и осовремененный.
Например, Баба-Яга превращается здесь в столетнюю старуху, которая умеет управлять людьми со слабой психикой. Над ней в стенах SCP ставят опыты, пытаясь выяснить и описать ее психоактивный потенциал, заставляя заключенных и осужденных на смерть со всего мира вступать с ней в контакт.
Список объектов, который тянется на сотни страниц на разных языках
Со временем становится ясно, что объекты делятся на классы:
  • Кетер — агрессивный объект, взаимодействие с которым приводит к летальному исходу.
  • Евклид — его сущность изменчива и может приводить как к гибели, так и иным ситуациям.
  • Безопасный — объекты этого класса не несут угрозы, хотя могут напугать или вызвать отвращение.
  • Таумиэль — высокосекретный класс объектов, которые применяют сами сотрудники Фонда, чтобы вернуть мир в первоначальное состояние после взаимодействия с особо разрушительными существами или лечить и восстанавливать личный состав Фонда.
У сотрудников Фонда различная маркировка. Есть низшие инженеры — это несчастные люди, которые занимаются уборкой помещений, взаимодействуют с объектами в ходе опытов и зачастую погибают от их рук (лап, щупалец и когтей). Расходный материал. Дальше идут мелкие сотрудники Фонда, бухгалтерия, архивариусы и т.д. Их деятельность поделена на отделы: внешних связей, внутренней безопасности, технические службы. Они следят, убирают, уничтожают, восстанавливают, заставляют забыть или вспомнить. За ними — самый многочисленный корпус из профессиональных военных. Зачастую это частные военные компании со всего мира. На самом верху пищевой цепи располагаются члены совета O5 — создатели Фонда и непосредственные организаторы. В основном тут высокоинтеллектуальные ученые, хотя некоторые вообще оспаривают существование совета О5 как такового.
Мир Фонда поделен на Зоны. Эти Зоны находятся в разных частях планеты, иногда на самом видном месте (ведь так всегда незаметнее). В этих Зонах либо находятся подземные бункеры с ячейками содержания объектов, либо сами эти Зоны являются своего рода объектами, в которых происходят невероятные, паранормальные и мистические события.
Описание Зоны 3408, которая на самом деле является экспериментальным центром
Каждый сотрудник получает свой статус, который позволяет ему работать с объектами. Есть ценные сотрудники класса А, которых Фонд защищает всеми силами. Есть B и С с разной степенью доступа к тайнам. Есть класс D — те самые заключенные, которым ничего не объясняют и используют как подопытных.
Надгосударственный статус Фонда позволяет ему действовать в любой юрисдикции свободно. Масштаб гигантский: SCP запросто может стереть с лица земли город, передвинуть гору с места на место, создать параллельную реальность, чтобы люди не знали, что находятся в смертельной опасности. Среди тысяч объектов, описанных сотрудниками Фонда, уже кажется нет ни одного вида теорий заговора, которая не осталась бы описанной и многократно расширенной.
Несмотря на то что объектов в библиотеке Фонда великое множество, а их классификация делится на эпохи, люди каждый раз возвращаются к самым уникальным и самобытным персонажам. В узких кругах они приобрели статус культовых и эталонных. Их описание вызывает неподдельные эмоции смятения и страха. Даже если новичок будет читать эти тексты с легкой ухмылкой, где-то в голове его будет блуждать мысль: "А вдруг это все правда?"
И в этом главная цель и культурная сила проекта SCP Foundation.
Иллюстрации к SCP Foundation | Картинка: ARTSCP
Примечательные объекты
Все документы об объектах имеют схожую структуру. Сначала называется номер объекта, затем его класс. Потом идет информация об особых условиях содержания. Многие из них странные и пугающие, под стать объектам. Условия содержания призваны усмирить объект и сделать так, чтобы его можно было удерживать миллионы лет, — воссоздать для него пригодную среду или настолько некомфортные условия, в которых он не сможет работать. Затем идут предупреждения и перечисление классов, которые могут с объектом взаимодействовать.
Далее следует само описание. Что может, где был найден и как себя ведет в данный момент. Прикреплены документы и фотографии, приложения и записи, интервью и текстовые логи экспериментов. Зачастую до 30-50% описания остается засекреченным — неясно, кто работал над экспериментами, какую точно угрозу представляет объект. В результате читателю остается самому додумывать и догадываться о происходящем.
Подробности обо всех объектах можно почитать по ссылкам на сайте Фонда.
SCP-173 - Скульптура
SCP-173 (на самом деле это арт-объект корейского художника Идзуми Като "Без названия 2004")
Самый известный объект класса Евклид. Он появился одним из первых и стал неофициальным маскотом SCP Foundation. Его прообраз — ангелы смерти из британского сериала "Доктор Кто", которые двигались только тогда, когда на них никто не смотрит. Любое движение, моргание глазом или выключение света приводило к немедленной гибели всех, кто находился поблизости от SCP-173. Он обходит жертву сзади и сворачивает ей шею.
При этом в его камеру вынуждены заходить сотрудники класса D, чтобы убрать кровь и фекалии, которые производит фигура в огромных количествах. Сотрудников всегда должно быть двое: пока один убирается, второй старается не мигая смотреть на Скульптуру. Как только один устает, они меняются.
SCP-087 - Лестница
Этот объект представляет собой, предположительно, бесконечную лестницу без источников света. С каждым пролетом тьма сгущается, и в ней подопытный начинает видеть лица. Никто в Фонде не знает, действительно ли живет кто-то в глубине лестничной клетки. На всякий случай доступ к ней запрещен после четырех экспериментов.
Фрагмент записи эксперимента
Лестница стала одним из первых объектов, который использовали за рамками Фонда. Стали появляться многочисленные игры, в которых фигурировала обшарпанная лестница и тусклый красноватый свет. Игроки в течение многих часов спускались по абсолютно одинаковым пролетам, параллельно накручивая страхами себя и аудиторию.
Практически все стримы этих игр заканчиваются одинаково: от нервов игрок терял контроль над управлением и собственным телом и прекращал игру, корчась в конвульсиях, — настолько их затягивала атмосфера неизвестности.
Одно из самых известных прохождений от знаменитого блогера Пьюдипая. Несмотря на кривляния видеоблогера, можно заметить, как сильно он нервничает, спускаясь по виртуальной лестнице, и отпускает глупые шуточки, чтобы успокоиться. В конце он не выдерживает и выключает игру.
SCP-3008 - Абсолютно нормальная Икея
Магазин IKEA, но настолько большой, что сотни людей потерялись в нем и основали собственную цивилизацию. По оценкам Фонда, его площадь составляет не менее 10 квадратных километров. Любой, кто каким-то чудом выходит из этого магазина, должен быть подвергнут воздействию амнезиаков для того, чтобы забыть все, что происходило в магазине.
Магазин настолько огромный, что там теряются не только люди, но и появляется собственная фауна и флора, которая иногда проникает наружу. Задача сотрудников — уничтожать любых животных, выходящих из магазина, чтобы они не навредили окружающей среде.
Третий день моих загадочных приключений в волшебной Икее. Если раньше я сомневался, что здесь что-то не так, то теперь уверен. Прошагал три часа более-менее по прямой (здесь можно вставить шуточку про Икею), потом набрел на стремянку возле одной из этих их гигантских полок для хранения товара. Залез наверх, чтобы осмотреться, похоже, что оно так и тянется в бесконечность. Как та сценка из "Короля Льва", только вместо деревьев и травы здесь полки, столы и всякий хлам. Зато приметил недалеко человека и решил пойти к нему.

Сначала я подумал было, что это местный сотрудник, судя по униформе. Блин, может оно и есть местный сотрудник — вдруг местные кадровики спят и видят, как бы набрать чудил ростом два-десять, длинноруких, коротконогих и без лица. Но эта хрень совершенно меня игнорировала — ни глаз, ни ушей на ней не было, так что я даже сказать не могу, осознало ли оно, что я рядом. Я было подумал толкнуть его, чтобы привлечь внимание, но лапищи у него такие, что арбуз можно раздавить, так что я передумал.
SCP-914 - Часовой механизм
Безопасный объект, представляющий собой огромный куб из шестеренок и механизмов. На торце у него — интерфейс с пятью рычажками и местом, куда можно положить любой предмет. Рычажки подписаны: "Очень грубо", "Грубо", "1:1", "Тонко", "Очень тонко". Задача объекта — изменять положенные в него предметы так, как соответственно названы рычажки. Положенные в механизм часы при включенном режиме "Грубо" будут разобраны, а при включенном режиме "1:1" мобильный телефон превратится в другой телефон другой марки с такими же характеристиками.
Все данные об "Очень тонкой" обработке засекречены, но представляется, что все объекты стали сильно улучшенной версией себя и превратились в новые объекты SCP.
Сырье: Субъект D-187, европеоид мужского пола, 28 лет, 63 кг, рост 173 см (режим: Очень тонко).
Продукт: [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]. Субъект сбежал из испытательной палаты, убив восьмерых охранников, а также д-ров ███ и ███████. Потребовалась изоляция Сектора. В ходе попытки побега субъект нарушил условия содержания трех SCP-объектов. Команда специального реагирования вступила в бой с подопытным, в результате чего он был тяжело ранен. У членов команды специального реагирования наблюдалась частичная потери памяти, также имело место коррозийное повреждение системы водоснабжения. Субъект самоуничтожился через несколько часов, распавшись на синий пепел и ослепив находившуюся рядом исследовательскую группу. Биологические эксперименты с SCP-914 прекращены.
SCP-895 - Искажения на видео
Объект — дубовый гроб, найденный сотрудниками Фонда в одном из моргов. Никто не знает, как он попал в морг, но всех привлекли аномалии записи с камер наблюдения. При реальном осмотре гроба внутри ничего нет, но смотрящий видео, по свидетельствам выживших, испытывает галлюцинации и неконтролируемый страх, причиняющий психическую травму. Что именно видят люди, неясно. Из-за объекта трое сотрудников Фонда погибли, к наблюдению за объектом применяются серьезные меры предосторожности.
Прямой эфир с камеры наблюдения за гробом, запись записи с расстояния в 30 метров, записано 4 февраля 2020 года в 12:40 по МСК. Полный прямой эфир - на странице объекта.
Почему о проекте важно знать
Сегодня SCP Foundation — это проект с 12-летней историей и огромной армией поклонников, выработанными принципами существования комьюнити и фанатскими поделками. Многие из тех, кто проникся атмосферой хоррора и неизвестности, стали создавать мультики, фильмы и компьютерные игры по мотивам объектов и работы Фонда.
Одна из самых масштабных поделок — SCP Containment Breach, игра, задача которой воссоздать работу Фонда и множество существ в одном месте. Она выпускается с 2012 года финским разработчиком Йонасом Рикконеном и превратилась в отдельный пласт работы для фанатов, которые добавляют в нее все новые элементы.
Но почему же для такого хлебного, казалось бы, исторического феномена еще нет своей большой франшизы в кино? Где Голливуд и его бюджеты, которые могли бы воплотить на экране настоящий ужас, который перевернул бы индустрию хорроров?
Все дело в том, что проект распространяется по свободной лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0, что дает право использовать материалы проекта в любом виде. То есть любой фильм, который сделает Голливуд, можно будет распространять бесплатно и создатели не смогут заработать на продаже игрушек и прочих товаров, да и на самом фильме. Создание торговой марки SCP является ключевой проблемой, но в том числе и силой проекта.
Трейлер профессионального фильма для Youtube, который распространяется бесплатно
Примерно по такой же схеме распространяется Википедия. Ее никто не может приватизировать, потому что каждый ее участник одновременно является ее владельцем. Поэтому мы никогда не увидим "официальные футболки от создателей Википедии" в продаже. Зато сама Вики остается свободной от госорганов и регулируется совместно.
Казалось бы, многих не интересуют ни теории заговора, ни игры, ни фильмы по страшилкам. Какое дело людям до всего этого? Однако судьба проекта является интересным прецедентом в истории свободно распространяемого авторского творчества.
Русский след
С самого основания проекта в росте российского сегмента деятельное участие принимал некто Андрей Дуксин. В соцсетях в 2015 году он создал арт-проект ARTSCP, где энтузиасты под его началом рисовали картинки и иллюстрации к SCP. В конце концов его сообщество стало самым популярным русскоязычным сегментом по SCP (более 63-х тысяч подписчиков). Для всего комьюнити — капля в море, хоть и заметная: иллюстрации были качественные и делались в одном стиле.
В 2017 году, по рассказам самого Дуксина, к нему пришла некая кинокомпания, которая захотела снять фильм по мотивам вселенной SCP. Но вот незадача: все материалы проектов не имели торгового знака, то есть заработать на нем кинокомпания не могла.
Андрей Дуксин | Фото: Horror Zone
Дуксин недолго думая подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака "SCP Foundation", там ему ее успешно зарегистрировали. Конечно, это нарушение со стороны Роспатента — специалисты не разобрались в ситуации и просто зарегистрировали похожий товарный знак. Однако это позволило Дуксину "кошмарить" других производителей контента, блокировать группы иллюстраторов во "ВКонтакте" и требовать авторские отчисления за то, что по сути является общественным достоянием.
В 2015 году он уже сам писал американским коллегам по Фонду, пытаясь доказать права на переводы, которые якобы принадлежат их авторам, и соответственно взять с авторов подписку о принадлежности контента к его наклевывающеся патентной "империи". Но оказалось, что Россия подписала все международные договоры, по которым признает существование свободно распространяемых лицензий.
Часть форума 2015 года, где Дуксин пытался доказать права на русский SCP
В 2018-2019 годах против Дуксина велась настоящая кампания, люди сливали его переписки в социальных сетях и пытались заставить отозвать патент. В мае 2019 года он отозвал торговый знак и аннулировал претензии.
Как оказалось, он просто решил переждать волну ненависти и снова стал писать людям, работающим над Фондом. Администраторам пришлось выпустить ключевое заявление со всеми документами и выписками в попытке объяснить властям и Дуксину, что он не имеет никакого права регистрировать торговый знак. Свою группу он переименовал из ARTSCP в SCP Foundation и назвался "официальным сообществом". Блокировки продолжились.
Собранные деньги для защиты Фонда
Наконец, ситуация дошла до англоязычной части SCP. Шокированные люди справедливо решили, что зарегистрированный товарный знак в теории может быть распространен на всю продукцию на всех языках. Блогеры записывали обращения, а на Reddit стали собирать пожертвования на адвокатов. За месяц люди смогли на голом энтузиазме собрать 154 тысячи долларов, чего трижды хватает на юридические услуги в США.
От Дуксина уже больше месяца ничего не слышно, стороны, кажется, находятся в ожидании очередного шага кого-то из участников.
[ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
[ЧТОБЫ УЗНАТЬ, ЧТО ПРОИЗОШЛО ДАЛЬШЕ, ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АВТОРИЗОВАНЫ]
Подписывайтесь на нас в Instagram:
https://www.instagram.com/ruposters_ru/
Вас также может заинтересовать